В последние годы шахматы в Чувашии находятся на подъёме. На завершившемся недавно первенстве Чувашской Республики среди мальчиков (юношей) и девочек (девушек) сразу три представителя Новочебоксарска стали победителями в своих возрастных категориях. Но даже на фоне Яны Шкрыль (девушки до 17 лет) и Андрея Карпова (юноши до 19 лет) успех Платона Разумовского (мальчики до 13 лет) стоит особняком.
Платон уже в третий раз выигрывает подобные турниры. Более того, он успел всерьёз отметиться на российском и даже международном уровне. Кроме победы в блицтурнире первенства Приволжского Федерального округа 2022 года учащийся лицея № 18 достойно выступил в первенстве мира среди юношей и девушек по рапиду и блицу, которое прошло летом прошлого года в Батуми. До него никто из юных шахматистов Чувашии не выступал на таком уровне. А нынешним летом Платон принял участие в крупном международном турнире в Минске. И вновь заставил титулованных соперников считаться с собой.
Сегодня шестиклассник лицея № 18 Платон Разумовский у нас в гостях.
Немного истории
Первым серьёзным толчком к возрождению самого интеллектуального вида спорта послужил Мемориал чемпиона РСФСР 1966 года Владимира Сергиевского. Его инициатором стал бывший ученик нашего первого мастера известный российский предприниматель Игорь Бурштейн, сейчас проживающий в Москве.
Для участия в престижном турнире 8 лет назад в Чебоксары прибыли шахматисты мирового уровня – гроссмейстеры экстра-класса Александр Морозевич, Сергей Рублевский, Валентина Гунина, Ольга Гиря и многие другие.
Следующим шагом к популяризации древней индийской игры стал этап Детского Кубка России. Два месяца назад в столице республики прошёл уже второй массовый турнир, побивший все рекорды. По общему мнению, «Шоколадный Кубок» стал лучшим в России – на старт вышли 617 юных шахматистов из 45 регионов. А участие ребят из двух стран ближнего зарубежья придало соревнованиям международный статус.
— Платон, расскажи, как познакомился с шахматами?
— Мой дедушка, Олег Александрович Петров, до выхода на пенсию трудился в школе № 14 учителем физкультуры. Вместе с ним работал один из сильнейших шахматистов Новочебоксарска Виктор Владимирович Корнилов. Под его руководством я и делал первые шаги в древней индийской игре.
— Ваше сотрудничество продолжается?
— Конечно. Виктор Владимирович хорошо знает дебютную теорию. Его советы и консультации помогают мне и по сей день, хотя много приходится работать самостоятельно.
— Раскроешь секреты своей подготовки? Правда, что много времени отнимает решение тактических задач в интернете?
— Не так много, как у других шахматистов. В нашем лицее № 18 очень высокие требования и скидки на хобби никому не делают. Когда уезжаю на соревнования во время учёбы, некоторые одноклассники завидуют мне. Но после возвращения приходится навёрстывать, и уже приходит моя очередь завидовать им – многочисленные контрольные никто не отменял.
Что касается непосредственно шахматной подготовки, то предпочитаю просмотр тематических обучающих учебных роликов и работу с книгой.
— Игра каких великих шахматистов тебя вдохновляет?
— Очень люблю смотреть партии Александра Алехина и Михаила Таля. Вот где фонтан идей, есть чему поучиться в плане изобретательности и фантазии!
— Вижу в твоих словах некое противоречие. Сам-то стараешься играть рационально, редко идёшь на серьёзный риск. Мне кажется, твой стиль гораздо ближе к манере игры Анатолия Карпова.
— Да, так оно и есть. Алехин и Таль играли во времена, когда не было компьютеров и можно было позволить себе то, что сейчас вряд ли возможно. Шансов попасть на домашнюю заготовку соперника стало гораздо больше, поэтому основное внимание приходится уделять искусству лавирования, умению играть примерно равные позиции, в этом ранее был очень силён Карпов, а сейчас этим в совершенстве владеет Магнус Карлсен.
— В советское время серьёзными считались лишь классические шахматы, блиц воспринимался как отдых между соревнованиями, а рапид лишь начинал пробивать себе дорогу. Сейчас же все три дисциплины равноправные. Какой вид шахмат тебе больше по душе?
— Отдаю предпочтение блицу. Там меньше зависимость от конкретных знаний, а решающим фактором является интуиция, умение в сжатые сроки почувствовать нюансы позиции. Любимый контроль времени – 3 на 3. Именно в блице мне удалось стать победителем первенства ПФО два года назад.
— Чем запомнилось прошлогоднее первенство мира по быстрым шахматам и блицу в Батуми?
— Конечно, большим количеством участников и разнообразием шахматных школ. Представители других стран играют несколько в иные шахматы, чем у нас. Опыт игры с ними очень полезен.
— Были проблемы с языком?
— Я не ощутил их. Во время игры общаться доводилось лишь с судьями, а все они хорошо владеют русским и английским языками. В промежутках между турами было не до разговоров – надо было готовиться к следующим партиям и просто отдыхать.
— А какие впечатления остались от международного турнира в Минске?
— Самые наилучшие. Довелось сыграть несколько партий с очень сильными противниками, а также вплотную пообщаться с единственным гроссмейстером, выходцем из Чувашии, Алексеем Александровым. Он уже 6-кратный чемпион Республики Беларусь, поддерживал меня на протяжении всего турнира.
— Какие встречи за шахматной доской оставили самый большой след в твоей памяти?
— Конечно, это участие в сеансе одновременной игры Анатолия Карпова три года назад. Железная хватка 12-го чемпиона мира произвела сильное впечатление. После партии удалось сфотографироваться со своим кумиром и получить от него полезные советы.
Три года назад Платон Разумовский принял участие в сеансе одновременной игры с 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым. Та игра произвела большое впечатление на юного шахматиста.
— Можешь припомнить какой-нибудь забавный случай из своей турнирной практики?
— Мастер ФИДЕ Сергей Валерьевич Соколов, с которым сотрудничаю в настоящее время, как-то говорил мне, что девятому чемпиону мира Тиграну Петросяну принадлежит своеобразный рекорд – в одной из своих партий он сделал рокировку на 48-м ходу. Тот рассказ запал мне в душу, и я очень хочу превзойти данное «достижение». Такой шанс представился в одной из моих недавних партий, но на сей раз фокус не удался – дальнейшая погоня за рекордом всерьёз грозила матовой атакой со стороны противника. Чтобы укрыть своего короля в надёжном месте, пришлось делать рокировку на 42-м ходу. Немного не дотянул, но мечта осталась …
— Что ещё, кроме шахмат и учёбы в школе?
Бадминтон. Шахматы требуют отменной физической подготовки – без неё невозможно выдерживать многочасовую борьбу за доской. Занятия бадминтоном для меня одновременно и способ повысить свою выносливость, и увлечение. Часто принимаю участие в городских, республиканских и российских соревнованиях. Недавно вот съездили на турнир в Нижний Новгород.
— У тебя есть пятилетний брат Лёва. На недавнем Шоколадном Кубке он оказался самым молодым участником и был отмечен специальными призами – футбольным мячом и шахматным учебником. Ты помогаешь ему?
— Во время игры, за доской, я ничем не могу помочь ему. А после партии стараюсь подсказать, где он мог бы сыграть сильнее. Дедушка купил Лёве книгу с шахматными задачами, он каждый день решает их, а я проверяю.
— Вернёмся к учёбе в лицее. Тебе больше нравятся точные или гуманитарные науки?
— Скорее, я «технарь», хорошо идут дела в математике, но и в олимпиадах по русскому языку тоже выступаю достаточно успешно.
— Учёба и шахматы не мешают друг другу?
Пока нет. Но года через 2, видимо, придётся делать выбор.
Последний вопрос. Дин Лижень или Гукеш?
Конечно, Гукеш, он ближе мне по возрасту, ему всего 18 лет. Тем более что он играет в стиле, которому я стараюсь следовать. Буду болеть за него. Чем моложе чемпион мира, тем лучше для шахмат.
— Спасибо за ответы. Надеюсь, читателям «Граней» будет интересно узнать о том, что рядом с ними живёт такой известный шахматист и интересный человек.
Владислав МОИСЕЕВ
Источник — «В гостях у шестиклассника», газета «Грани» выпуск от 9.10.2024 г.