ИГРЫ И КОНКУРСЫ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

Владимир Анатольевич Сучков, педагог дополнительного образования высшей категории, автор учебного пособия для внеклассной и кружковой работы «Шахматная азбука» (рекомендовано Минобразования Чувашии, 1994 г.), шахматный композитор.  Место работы: ЦДТ г. Чебоксары.

Шахматные занятия можно разнообразить различными играми или конкурсами. Вот некоторые из них.

ИГРА «ПЕШКОЕД»
Раскрывает возможности пешки, играющие получают представление об игре

В игре участвуют только короли и пешки. Игра идет по шахматным правилам, пешки превращаются в фигуры, и те доводят партию до логического конца, т.е. ставят мат. Есть разновидность игры для начинающих шахматистов, в ней короли в игре не участвуют. Побеждает тот, кто провел больше пешек в ферзи. В случае, когда на доске остаются запертые пешки  — пат (первое представление о пате!)

Турнир «Пешкоед» проводится обычно в середине октября. По сути, это первый турнир для начинающих шахматистов, которые еще не умеют уверенно играть всеми фигурами.

Для более подготовленных ребят можно устроить турниры, добавляя к пешкам фигуры: либо ладьи, либо слонов, либо ферзей – дабы лучше освоить особенности данного материала.

ИГРА «ОДНОЦВЕТНЫЕ ШАХМАТЫ»
Развивает память и внимание

На шахматной доске расставляются фигуры одного цвета (либо только белые, либо черные). Расположение короля на поле е1 указывает на то, что это «белые». Они и делают первый ход. Игра идет по шахматным правилам, в случае ошибок – до двух невозможных ходов.

В последний раз я проводил турнир из 22 участников по швейцарской системе с помощью жеребьевочной программы «Свис мастер». Контроль времени: 10 минут каждому участнику, всего 5 туров. Время на турнир – 2,5 часа. Призы (шоколадки) за 1-3 места мальчиков, лучшей девочке, лучшему юному участнику,  аутсайдеру – для питания мозгов.

Интересно, что не всегда самые сильные ребята занимают высокие места, часто это те, кто обладает хорошей памятью и вниманием.

Подведение итогов (совместно с родителями) начал с низа таблицы. Родители подтвердили, что у данных ребят плохо с памятью и вниманием. Первые же  места заняли те, кто дома занимается шахматами, на следующих местах – те, кто прилагает усилия к овладению игрой.

ИГРА «ПАРНЫЕ ШАХМАТЫ»
Развивает коллективизм и ответственность

Соревнования по парным шахматам – это когда за одной доской по два участника с каждой стороны – проводятся уже давно. Я практиковал парные шахматы еще в 80-х годах в кружке Дворца пионеров. Правила игры те же, что и в обычные шахматы, игроки ходят последовательно, не совещаясь друг с другом.

Как же сформировать равноценные пары для проведения турнира по парным шахматам среди учащихся. Скажем, на занятии присутствует 14 человек. Вначале я выбираю «капитанов» (7 человек) и строю их в порядке условного рейтинга (т.е. моего представления об их силе). Далее из оставшихся «матросов» я формирую рейтинг наоборот и прикрепляю их к капитанам, к самому сильному – самого слабого и т.д. Экипаж сформирован.

Названия «судам» даю, объединяя фамилии игроков или их имена. Скажем: Иванов + Петров = ИвПе. Или Вася + Коля = ВаКо. Либо дети сами придумывают себе названия. Ну а затем провожу матчи или турнир.

ИГРА «НАПАДАЮЩИЕ И ЗАЩИТНИКИ»
Учит умению атаковать и защищаться

Руководитель спрашивает у ребят (ребята уже подготовленные), кто желает быть нападающим, а кто хочет быть защитником. Нападающих, как всегда, больше. Ребята делятся на две группы.

Руководитель объясняет, что у защитников есть преимущество: лишний материл. Их задача удержать позицию. А задача нападающих «забить гол», т.е. получить выигранную партию.

На доске ставится гамбитная позиция, которая возникает после следующих ходов: 1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Кс3 Кf6 4. Кхе5?! Кхе5. Руководитель намекает на лучший ход белых: 5. d4 и предлагает начать игру. Весьма желательно вести запись партии, т.к. позиция требует весьма кропотливого и точного подхода, как со стороны белых, так и со стороны черных.

ИГРА «ШВЕДСКИЕ ШАХМАТЫ»
Развивает коллективизм и творчество

Сейчас эта игра весьма популярна, дети на занятиях, как правило, с удовольствием играют в нее. Правила простые: играют двое на двое, цвет фигур у игроков одной команды разный. Съеденные фигуры противника передаются своему соседу, и он вправе поставить их на свою доске, дабы усилить позицию. Пешки нельзя ставить далее шестой линии (их может быть более восьми!). Фигуры можно ставить куда угодно. Но нельзя их ставить с матом. Побеждает та команда, чей игрок быстрее поставил мат.

КОНКУРС «ИСЧЕРПАЙ ПОЗИЦИЮ»
Организует мышление, развивает внимательность

Данное занятие учит систематичному подходу к шахматной игре. На демонстрационной доске расставляется «простая» задача на мат в 1 ход.

Мат в 1 ход. Сколько всего решений?

Но… в ней надо найти все существующие решения.

Вначале правильно – по линиям! – расставляем фигуры на своей доске, т.е. располагаем их последовательно по горизонталям – от линии 1 до линии 8, а точность расстановки проверяем по вертикалям. Таким образом мы не пропустим ни одной фигуры.

Затем дается понятие о последовательности в решении задачи. Скажем, ладья может пойти сперва на линию а (это первый мат), затем смотрим ее ходы по линии b – от первой клетки до последней. Ходы коня проверяем по «колесу», начиная с линии d. На всякий случай можно напомнить о возможностях пешки. И опять же последовательность в ходах надо начинать с пешки а. Таким образом мы не пропустим ни одного хода. Несмотря на все эти рекомендации, учащиеся все равно ошибаются! Но зато видна степень их внимательности – ответы ребят отмечаем на классной доске по следующей схеме: Ф = ? Л = ? С = ? К = ? пп. = ? Каждый учащийся дает свой вариант возможных матовых ходов данными фигурами. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Ответ: в задаче 47 решений.

Попробуйте и Вы с детьми поиграть в данные игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *