Георгий Иванов — победитель Первого Кубка России по заочным шахматам 1998-2001 гг, многократный призер Чемпионатов Чувашии по спорту слепых в дисциплине «шахматы», призер Чемпионатов ЧР по шахматной композиции, организатор соревнований по спорту слепых.
— Георгий, как давно Вы увлекаетесь шахматами?
— Играю в них примерно с 9-летнего возраста. Давно я в шахматах, ох, давненько… Мое становление как шахматиста происходило в те времена, когда на кандидатов в мастера спорта смотрели как на небожителей…
— Каких успехов вы достигли в шахматах?
— Как и я, миллионы шахматистов могут гордо заявить: «Главный мой успех в шахматах – это знакомство с ними!». Да-да, именно так!
Ведь именно шахматы – универсальное средство формирования некой СИСТЕМНОСТИ в жизни — комплексного подход к решению любых вопросов…
Ну, а «очки-голы-секунды»? Здесь все достаточно скромно: дважды (1980, 1982) выигрывал Первенства России среди слабовидящих детей, «взрослость» отмечена, разве что, победой в Первом Кубке России по заочным шахматам.
— Вы стали победителем Первого Кубка России по переписке. Вас больше привлекают заочные шахматы? Чем они отличаются от стандартной шахматной игры за доской?
-Да, было дело, Владислав Моисеев не даст соврать. Я одержал победу в самом что ни на есть Первом Кубке России по заочным шахматам (1998-2001 гг). О всех перипетиях того турнира я мог бы писать до второго пришествия, наверное… скажу лишь, что мне удалось выиграть все 14 партий!
Не знаю, как меня угораздило… вероятно, Каисса решила, что первым обладателем Кубка России должен стать шахматист по фамилии Иванов.
— Ну, а насчет заочных и очных шахмат?
— В «докомпьютерное» время они отличались друг от друга, скажем, как обычное кино от замедленной съемки… в замедленной можно разглядеть то, что в обычной не улавливается.
Но… пришли «Рыбки» там всякие и все испортили. Четыре дня я, как «каторжанин», искал однажды прорыв в эндшпиле. «Рыбина» — находит за 4 секунды! Ну, о чем здесь можно говорить?!
Понятно, сегодня по переписке (на шахматных сайтах, где дается 2-3 дня на ход) уже не играю.
— А кто были вашими шахматными учителями?
— Тренер для ребенка – второй отец. Таких отцов у меня было двое: Василий Николаевич Чернышев, учитель физкультуры в школе-интернате, и Николай Петрович Васильев, руководитель шахматного кружка Дома пионеров Московского района. К сожалению, их уже нет среди нас…
Ой, что же я говорю… они всегда со мной, в моей памяти, они часть меня. Именно эти педагоги от Бога заложили мою шахматную базу. С помощью Василия Николаевича я делал первые ходы в первых партиях, под руководством Николая Петровича мной была покорена вершина 1 разряда.
Признаюсь, сложно говорить и писать о них – потому что пресно, обыденно не хочется это делать. В блоге http://ivamoto21.blogspot.ru/ есть у меня статья «Памяти наставника». Чтобы еще раз сказать так, как там, мне придется опять войти в «предслезное состояние»… лучше просто прочтите ту статью.
— Я знаю, что вы работали тренером по шахматам в Чебоксарской специальной общеобразовательной школе – интернате для слабовидящих детей…
— А это отдельная грустная тема… Да, я год тренировал деток родного интерната на общественных началах без перспективы работать там хотя бы на часть ставки и получать зарплату. Была у меня идея создать на базе школы шахматный клуб им.Чернышева, в котором могли бы заниматься дети с нарушением зрения.
Но, согласитесь, это не вполне профессиональный подход к делу, и на голом энтузиазме далеко не уедешь.
Мои собственные самые яркие воспоминания, конечно же, связаны именно со школьными годами. Оттого и думаешь о нынешних учащихся чебоксарской школы-интерната для слабовидящих детей… хочется им помочь выйти на российский уровень.
Пока данная история не получила развития. Уверен, получит! И, если для этого потребуется мое, скажем так, неучастие, как выпускника этой школы и человека, хорошо знающего специфику работы со слабовидящими детьми, я – готов, готов отдать идею «Клуба им. Чернышева» в более квалифицированные руки…
— Какое значение шахматы имеют для детей с нарушением зрения?
— Да такое же, как и для «обычных»… только умножьте это на актуальность дисциплины мышления для людей с нарушением зрения… Плюс это хороший способ реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Вот и все.
Вообще-то, спектр благоприятного воздействия шахмат на развитие детей очень широк. Обычно всегда и всеми подчеркивается их роль в развитии когнитивной сферы ребят, интеллекта.
Но это не все… А свойства личности? Разве не шахматы учат объективности и эмоциональной устойчивости, разве не шахматы формируют волевые качества и уважительное отношение к соревновательной деятельности и деятельности вообще?
Проще сказать, на что не влияют шахматы… хотя, нет, сложнее… Ну, давайте так: шахматы детям полезны! Точка.
— Шахматная доска и фигуры для незрячих те же самые? В чем отличие?
— Шахматы для незрячих специфичны тем, что должны давать возможность шахматистам на ощупь располагать фигуры на доске.
Клетки для этого с отверстиями и фигуры с «ножками», которые в эти отверстия надежно вставляются. А белые фигуры от черных отличаются наличием ободочка в их основании.
Часы шахматные, кстати, тоже специальные, сделаны так, чтобы игрок мог на ощупь определить их показания.
— Вы принимали активное участие в шахматной жизни Чувашии в 70-80 гг. Как можете охарактеризовать шахматы тогда и шахматы сегодня?
— Отличие «золотого века» шахмат времени «застойного» (70-е и 80-е гг. века прошлого) от нынешнего «КудаТоВечноСпешащего» любителям мудрой игры хорошо известно: акцент сейчас на спорт, зрелище… все делаем быстро, дешево и сердито.
Поймите меня правильно: шахматы хороши в любом обличии, но я все же за гармонию ФОРМЫ и СОДЕРЖАНИЯ.
В годы юности моей спортом были шахматы, конечно, но не было такого, как сейчас, пренебрежения к системе проведения соревнований, когда порой даже люди с ограниченными возможностями здоровья вынуждены играть по 5-6 партий в день, да еще с контролем времени минут по 15-20 на партию вместо 1 партии с «нормальным» классическим контролем.
Да что там говорить…
— Что для вас шахматы? Как бы вы определили роль шахмат в жизни человека?
— Шахматы – феномен, тайна которого не будет раскрыта… это игра, игра настолько глубокая, что вправе сама ВЫБИРАТЬ тех, кто будет ее постигать… и в процессе постижения будет вырабатывать в себе определенные качества личности. Шахматы – модель жизни.
В мире есть легенда одна, де, якобы, кто-то придумал шахматы. Простая такая, незамысловатая история… ну, придумал человек игру, космическая глубина которой безнадежно превышает мощности его же мозга – с кем не бывает? В каком состоянии «ваял» наш пращур, мы не ведаем, но «на-гора» он выдал нечто совершенно невообразимое!
Поколение за поколением приверженцы Каиссы пытаются «убить» шахматы раскрытием их тайны… безуспешно. Они не убиваемы…
Интервью брала Елена Перова.