Владислав Моисеев — кандидат в мастера спорта по шахматам. Более 25-ти лет проработал тренером по шахматам в новочебоксарском ДДЮТ. Сейчас живет и преподает в Ханты-Мансийском округе.
Среди учеников Владислава Моисеева мало профессиональных шахматистов. Гораздо больше тех, кто не избрал шахматы своей основной деятельностью. Но они многому научились на его уроках, и именно шахматы помогли им устроиться в жизни. А это самое главное.
«Понимание шахмат у Владислава Моисеева огромное, силен он и в анализе игры» — говорит чебоксарский тренер Анатолий Иванов.
Во время работы в Чувашии Владислав Моисеев был организатором практически всех новочебоксарских турниров. Долгое время он вел шахматную рубрику в местной газете «Грани».
«Суббота – это был день, когда все шахматисты приходили к нему домой заниматься шахматами. Вокруг него все сдружились, он был центром» — вспоминают коллеги. «Без Моисеева не было бы новочебоксарских шахмат», — с уверенностью заявляют они.
Это интервью в честь дня рождения Владислава Моисеева, замечательного тренера и человека.
— Владислав, как Вы пришли к тренерской деятельности?
— Мне всегда нравилось кого-то опекать, кому-то помогать. Когда учился в школе, ко мне домой приходили одноклассники, которым я помогал делать домашние задания, решать математические задачи, объяснял пройденный материал и т.д. У многих ребят способности были выше моих, однако запущенность по учёбе мешала им в полной мере реализовать свой потенциал. Очевидно, тогда у меня и зародилась потребность делиться своими знаниями с теми, кто окружает меня.
Заниматься шахматами с детьми начал в сентябре 1979 года. Любой тренер скажет вам, что первый набор – самый лучший. Я не стал исключением. Тогда как-то мало задумывался о зарплате и прочих «мелочах» — просто нравилось работать с ребятами, увлечёнными шахматами.
В учениках у меня оказалось несколько юных шахматистов, имеющих на тот момент примерно 3 разряд. Занимались мы по 3 раза в неделю, плюс постоянно участвовали в соревнованиях в Новочебоксарске. В результате, менее чем за год, трое моих «питомцев» выполнили норму 1 разряда и прочно оккупировали призовые места в первенствах Чувашии среди юношей и девушек. Замечу, что Сергей Соколов, впоследствии неоднократный чемпион ЧР среди мужчин, в той моей первой группе считался всего лишь 2-м или 3-м по силе. Миша Сизов был тогда безусловным лидером, а Юра Малетин никак не уступал Сергею ни по общим знаниям, ни по счётным способностям. Их соперниками были также отнюдь не слабые шахматисты. Достаточно упомянуть нынешнего чемпиона Чувашии Владислава Васильева, с которым мои ребята довольно успешно боролись в республиканских юношеских турнирах того времени.
— Кто были Вашими шахматными учителями?
— Здесь трудно выделить кого-то одного. Мы всю жизнь учимся, больше на собственных ошибках, но влияние опытных наставников необходимо. Так называемую «базу» мне заложил мой первый шахматный учитель Юрий Миронович Персов. Мне трудно судить, насколько сильным шахматистом он был, поскольку я застал, видимо, не самые лучшие его годы. Но методистом он был превосходным. До сих пор с удовольствием вспоминаю беседы с ним о тренерской работе, которые очень помогли мне впоследствии.
Сильное влияние на меня оказал в своё время Николай Петрович Васильев. Характер он имел непростой, но понимание шахмат – на очень высоком уровне. Умел объяснить суть простым и доступным языком.
И, наконец, невозможно обойти стороной фигуру Виталия Александровича Константинова, приехавшего в Чебоксары из Куйбышева, где он провёл свои лучшие годы, в начале 80-х годов. В последние годы его жизни мне довелось много общаться с ним, и эти встречи произвели на меня неизгладимое впечатление. Само общение с человеком, воспитавшим гроссмейстера Юрия Яковича (впоследствии тренера сборной России среди женщин) и чемпиона РСФСР среди мальчиков 1979 года Вадима Безмана (специалисты прекрасно понимают, что это означало в то время), действительно мне помогло в работе.
— Годы Вашей тренерской работы совпали с годами становления сильнейших шахматистов в Чувашии — Эдуарда Липатова и Андрея Сафронова. Что Вы можете сказать о них в юношеском возрасте?
— Эдуарда Липатова увидел впервые летом 1983 года. Ему тогда было 12 лет. Несмотря на столь юный возраст и отсутствие формального 1-го разряда, Эдуард уже тогда показал свои «зубы». Он явно выделялся среди сверстников незаурядными тактическими способностями, быстрым счётом вариантов и оригинальным видением позиции. В партии чемпионата Чувашии среди юношей против тогдашнего фаворита Сергея Соколова он получил чёрными преимущество, но из-за недостатка опыта не смог довести его до логического завершения – пропустил несложный тактический удар и проиграл. Тем не менее, впоследствии Эдуард взял своё — в 1987 году сумел пробиться в финал РСФСР среди юношей, где вошёл в десятку сильнейших. Потом у него были чемпионаты РСФСР среди молодёжи, но это уже другая история …
С Андреем Сафроновым конкурировало новое поколение моих учеников. Слава Васильев (впоследствии он закончил Московский Горный университет) боролся с ним за 1 место в чемпионате ЧР среди юношей, но в личной встрече уступил (проиграл по времени в староиндийской защите, которую мы готовили дома). Каюсь, в своё время я недооценил Андрея, но годы работы с Виталием Александровичем Константиновым не прошли для него даром – по тем его партиям, которые я видел, это прекрасный шахматист классического стиля.
— Насколько мне известно, 6 лет назад Вы оказались в Ханты-Мансийском округе. Как это произошло?
— Банальная история. Осенью 2004 года прошло командное первенство ЧР среди школьников. Сборная Новочебоксарска тогда считалась одним из фаворитов турнира, несмотря на свою молодость (средний возраст команды был на 2-3 года меньше основных конкурентов). Но в результате стечения обстоятельств (кто-то в тот день участвовал в городских предметных олимпиадах, кто-то находился в отъезде) заняла «всего лишь» 7-е место из 24-х. Итог — пришлось подать в отставку, о чём до сих пор нисколько не жалею.
— Ваши впечатления о ХМАО?
— Первоначально я оказался в шахматной школе им. А. Карпова Нефтеюганского района, в которой проработал около 4-х лет. К тому времени тренерский корпус школы заметно оскудел, но это время не прошло даром – впоследствии перебрался в шахматный центр Ханты-Мансийского округа, где посчастливилось работать бок о бок с ведущими специалистами России.
-«Ведущие специалисты» — это, очевидно, Алексей и Светлана Безгодовы, Андрей Ободчук? Что они думают о шахматах в Чувашии?
— Конечно, эти шахматисты знают, в первую очередь, Эдуарда Липатова. В частности, чемпион России 1993 года и серебряный призёр чемпионата РФ 1999 года гроссмейстер Алексей Безгодов рассказывал мне, что, когда он учился в Челябинске, Эдуард стабильно имел с ним положительный счёт в блиц-партиях. И вообще, считался там одним из ведущих игроков. Такого же высокого мнения о нашем шахматисте и его супруга Светлана (девичья фамилия Филичкина), чемпионка РФ среди студенток. Несомненные шахматные способности Эдуарда Липатова отмечал и другой мой бывший коллега, международный мастер Андрей Ободчук.
Они знают и про Анатолия Иванова, Игоря Арипова, Юрия Иевлева, Василия Аршинова, Владислава Васильева, Сергея Соколова и Андрея Сафронова. А Светлана Безгодова – большая подруга многократной чемпионки Чувашии среди женщин Ольги Андреевой из Кугесь и даже называет её «второй мамой» своей старшей дочери Маши (мастера ФИДЕ среди женщин, а уже в ближайшем будущем -международного мастера).
— Вам довелось увидеть шахматную Олимпиаду 2010 года в Ханты-Мансийске?
— Да, летом 2006 года на Конгрессе ФИДЕ в Италии было принято решение о проведении Олимпиады в столице Югры осенью 2010 года. В рамках этого события в ХМАО были введены уроки шахмат в начальных классах многих школ, ведущие шахматисты Югры выезжали на крупнейшие российские и международные турниры. В 2009-м и 2010-м годах в столице округа прошли курсы ведущего специалиста России в вопросах внедрения шахматного образования в школы, ведущего шахматного отдела «Учительской газеты» Игоря Георгиевича Сухина.
Всемирная шахматная Олимпиада 2019 года совпала по срокам с проведением первенства Ханты-Мансийского округа среди юношей и девушек, куда я привозил своих нынешних учеников. Оба этих турнира прошли буквально в 200-х метрах друг от друга , поэтому мне удалось побывать в качестве зрителя на главном событии шахматного мира. Зрелище – незабываемое. Тем более что все мои бывшие шахматные коллеги по окружному шахматному центру (Алексей и Светлана Безгодовы, Андрей Ободчук) принимали участие в главном мировом шахматном форуме .
— Как Вы оцениваете уровень шахмат в Ханты-Мансийском округе?
— Конечно, он несопоставим с уровнем развития шахмат в Чувашии – нефтяные деньги делают своё дело. Благодаря финансовым возможностям, которые нашим шахматистам и не снились, в Югре появились свои шахматисты очень высокого уровня – Владимир Генба, Алексей Придорожный, Николай Кабанов. Гордость Ханты-Мансийского округа – гроссмейстер Дмитрий Яковенко, входивший в своё время в десятку лучших шахматистов планеты. В какой-то период он даже имел самый высокий в России рейтинг, превосходя по этому показателю Владимира Крамника. В жизни Дмитрий – очень простой и доброжелательный человек. Возможно, слишком хороший и правильный, чтобы сделать последний решающий шаг на пути к высшему шахматному званию. Играет же чрезвычайно жёстко. В феврале 2010 года я присутствовал на сеансе одновременной игры на 20-ти досках, который он давал своим землякам — нижневартовцам. Среди его соперников были несколько кандидатов в мастера, что не помешало ему «отпустить» на всех всего лишь одну ничью.
— Что можете сказать о шахматном образовании в школах Нижневартовска, где Вы сейчас работаете?
— Интерес к шахматам со стороны директорского корпуса школ Югры огромен. Но даже на этом фоне Нижневартовск заметно выделяется среди других муниципальных образований округа. Такой неподдельной заинтересованности я нигде ещё не встречал, даже в столице округа, Ханты-Мансийске. Ощущение такое, что можно просто идти по Нижневартовску, зайти в первую попавшуюся на пути школу, и там с радостью предоставят пресловутые полставки тренеру, изъявившему желание вести шахматный кружок. К сожалению, спортивная составляющая шахмат в Нижневартовске заметно «хромает» — на окружных юношеских соревнованиях второй по величине город не входит даже в пятёрку сильнейших, хотя потенциал его огромен.
— Вы давно занимаетесь с детьми. Как бы сами определили роль шахмат в жизни человека?
— Думаю, что шахматы как спорт утратили своё былое значение. И во многом это произошло «благодаря» внедрению компьютеров в нашу жизнь. Если раньше шахматисты годами собирали картотеки, выписывали партии, классифицировали их по дебютам, то с появлением компьютерных баз картотеки уже никому не нужны. Мне кажется, шахматы останутся, но уже в другом качестве – как элемент педагогики, средство постановки мышления человека. В своей работе я всегда как-то инстинктивно стремился к этому.
Уровень 1 разряда – вполне достаточный для того, чтобы молодой человек получил необходимые навыки анализа и синтеза, умения работать с литературой, другие качества, которые пригодятся ему в последующей жизни. Благодаря шахматам те ребята, которые занимались у меня в Новочебоксарске, всегда были на хорошем счету у себя в школах, потом в ВУЗах. Впоследствии они достойно играли за свои учебные заведения и предприятия. И я больше рад именно тому, что они не потерялись в жизни, нашли своё место в обществе, а не их пресловутым «очкам, голам, секундам». Когда покидал Чувашию 6 лет назад, моим тогдашним ученикам оставалось по 3-4 года до завершения школы. Сейчас Катя и Ксюша Перепёлкины вместе с Димой Диановым учатся в МФТИ, Вова Мокеев – в МГУ, Женя Кубышкина – в Сельхозакадемии им. Тимирязева, Таня Гордеева – в институте нефти и газа им. Губкина. Все хорошо учатся, но и про шахматы не забывают, выступают за свои факультеты, а кое-кто даже за свой ВУЗ.
Вижу, что все они на правильном пути, и это главное.
Интервью брала Елена Перова.