Палочки и кружочки. Пишем шахматные буквы и ходы.

Шахматные тренеры часто сетуют на то, что очень трудно научить дошкольников записи шахматных ходов, т.е. шахматной нотации. Я на своих занятиях отработал этот процесс, и дети уже в первом полугодии играют партии с записью. Как же происходят занятия по обучению детей шахматному письму? А почти так же, как в школе.

  1. Рисуем палочки

Каждый ребенок имеет тетрадь в большую клетку. Отступаем три клетки сверху, две сбоку и начинаем в каждой клеточке (по ее линии) рисовать палочку. Это нисколько не затрудняет детей. Затем ниже рисуем другую палочку – высотой в две клетки. Закрепляем рисование палочек в двух строчках.

  1. Рисуем кружочки

Отступив ниже палочек, в клетки вписываем кружочки. Вполне получается. Закрепляем их. Затем рисуем незамкнутый кружочек. Прекрасно. А теперь соединяем палочки и кружочки вместе.

  1. Соединяем палочки и кружочки

Рисуем маленькую палочку и присоединяем к ней кружочек. Получается буква а. Закрепляем ее написание: заполняем пару строчек. Затем берем палочку в две клетки и пририсовываем к ней кружочек – получается буква б. Закрепляем ее писанием. Далее берем незамкнутый кружочек и приделываем к нему сверху небольшую палочку: получилась буква ц. Эта «крючочек»  предотвращает ее будущую схожесть с буквой е. Букву д рисуем, обращая особое внимание на то, что ее палочка находится позади кружочка (вообще буквы б и д трудны для детей, поэтому надо придумать, как закрепить их различия). Буква е это незамкнутый кружочек с палочкой посреди клетки. Букву ф можно написать в двух вариантах: вверх и вниз, но предпочтительнее вниз, так как следующей идет буква ж. А ее вверх никак не напишешь. В букве аш соединяем три разные палочки.

Вот и все — наша шахматная азбука готова!

  1. Пишем названия фигур

Названия фигур обозначаются заглавной буквой, следовательно, для их написания берем две клетки.

Фигуры записываем по порядку, как они располагаются на доске, начиная с ладьи. Рисуем букву Л. Затем букву К. Затем С. Потом Ф. А далее идет трудная фигура, в названии которой соединяются две буквы, причем одна рисуется вверх, а другая вниз – Кр. Рисуем ее и закрепляем записью. Говорим и о том, что пешка на письме иногда обозначается маленькой буквой п. (или даже двумя: пп.)

  1. Обозначаем клетки

Сначала пишем цифры в две клетки – от 1до 8.

Мелом или пальцем на демонстрационной доске проводим линию от буквы и соединяем ее с линией от цифры. Получается поле. Произносим его название и записываем: е4. Затем берем другую клетку и просим детей ее обозначить и записать. И т.д.

  1. Ставим фигуры на клетки

Обозначаем клетку уже выученным приемом и перед ней пишем название фигуры:

Ке4. И это у нас не только обозначение фигуры на поле – а уже почти записанный ход!

Осталось только добавить номер хода.

  1. Рисуем символы

Шах, взятие, мат, ничья, рокировка короткая, рокировка длинная, плохой ход, хороший и т.п. Все это мы также зарисовываем. Показываем способ, как записать ход, когда две одинаковые фигуры могут пойти на одно поле. (Этот пункт можно оставить на потом.)

  1. Рисуем рамочку и вписываем в нее ходы

Далее рисуем рамочку для записи ходов (наподобие бланка для записи партий) и в эту рамочку вписываем ходы белых и черных. Все – мы молодцы!

Понятно, что на обучение записи ходов можно потратить несколько уроков – в зависимости от того, как пойдет процесс.

Как считаете теперь – трудно? Не думаю…

Владимир Анатольевич Сучков, Чебоксары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *