ОТКУДА «ЕСТЬ ПОШЛА» ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ?

В преддверии очередного XVI мирового заочного турнира по решению шахматных композиций, который состоится 26 января сего года (Чувашия по традиции примет в нем участие), наш шахматный композитор Владимир Анатольевич Сучков, подготовил несколько материалов на данную тему.

Мы не раз встречали в газетах или журналах напечатанные шахматные позиции, под которыми стояло условие: мат (во столько-то) ходов, выигрыш, ничья. Эти произведения и есть продукт шахматной композиции. Они созданы специально для того, чтобы потренировать технику расчета и… не только! Иначе бы эти позиции являлись просто учебными примерами. Но шахматные композиторы, то есть люди, составляющие такие произведения, категорически настаивают на том, что их творения художественны, и что они ими выражают поэзию шахмат. Посмотрим на примерах, так ли это.

Этюд

Когда-то в старину, сотни лет тому назад, людей, играющих в шахматы, привлекали удивительные комбинации, случившиеся в их партиях. Эти комбинации зарисовывались, записывались, демонстрировались другим игрокам, предлагались на спор для решения, и, наконец, попадали в рукописные книги в качестве образца шахматной мысли. Таким образом до нас дошли произведения, появившиеся на свет еще в далеком прошлом.

Посмотрим на позицию №1 из XIII века. Время стерло имя ее автора, но оставило прекрасную комбинацию. Белым грозит мат в один ход, к тому же у них под боем ладья. Как здесь вообще можно выиграть? Хорошо бы не проиграть. Так рассуждает большинство, едва взглянув на расположение фигур. Человек же творческий, в ком живет искра божия, мыслит по-иному. Примерно так: если обычная логика не приводит к желаемому результату, то следует включить необычную!  И включает.

1. Лh5! – ладья ставится под бой. На первый взгляд кажется, что белые лишь оттягивают развязку. Черные отвечают: Л:h5, и грозит тот же мат. Какой же теперь выигрыш, когда на доске всего по ладье?! Но дело в том, что фигура черных завлечена на невыгодную для нее горизонталь. Следует: 2. Ла6+ Кр— 3. Ла5+, и черная ладья теряется. Возникает окончание, в котором белые легко матуют неприятеля. Как это происходит на самом деле показывать нет необходимости, а потому на этом произведение заканчивается. Считается, что задание выполнено.

Таким образом, мы с вами посмотрели один из первых шахматных этюдов, с условием: белые начинают и выигрывают, или же просто: выигрыш. Как видим, уже в тринадцатом веке произведения шахматной мысли несли в себе элемент искусственности.

Интересно, что если эту позицию развернуть на 180 градусов, то возникнет еще одно решение: 1. 0-0! Но… в те времена не существовало рокировки! И эта обманка может сделать  произведение более пикантным.

Этюд тесно связан с шахматной партией (с ее окончаниями), он как бы вытекает из нее. По канонам шахматной композиции позиция, созданная искусственно, должна быть естественна! Легальность, то есть ее изначальная правильность – один из главнейших принципов, которым руководствуется составитель.

Этюд – задание с неконкретным сроком исполнения, в нем достаточно получить позицию, в которой исход борьбы уже не вызывает сомнений, а потому все последующие ходы за ненадобностью отбрасываются. Этюд, как правило, сложнее задачи.

Но если вам важны конкретные сроки исполнения, тогда посмотрим задачу (поз. №2).

Задача

Этот жанр зародился так же в глубине веков. В основе его – комбинация, случившаяся в партии. В задаче раскрывается парадоксальность шахматной мысли. В отличие от комбинации этюдной, она всегда матовая и с конкретным сроком исполнения. Предположим, что вам на глаза попалась позиция, под которой указано: мат в 3 хода. По законам шахматной композиции задание должно быть исполнено ровно в три хода и ни ходом позже!

Если же каким-то чудесным образом вы осуществили его раньше, то это означает, что вы опровергли задачу! Если же вы исполнили мат чуть позже, хотя бы в одном варианте, значит, вы не решили ее, а попали на ложный след! В содержании задачи, как и этюда, может быть несколько вариантов, но в задаче они все  оканчиваются в заданный срок.

Если же какой-либо вариант заканчивается раньше установленного срока – то такой вариант называется коротким. Бывает, что два варианта ведут к одному и тому же мату, здесь мы имеем дело с побочным вариантом. Иногда на матующем ходу возможен иной мат, отличный от авторского, это значит, что мы столкнулись с дуалью, то есть с двойственностью. Все это – дефекты шахматных произведений. Когда их в одной задаче чересчур много, тогда можно с уверенностью сказать, что произведение не удалось. Но не всегда дефекты возникают по вине автора, подчас сопротивление материала не позволяет воплотить замысел по-другому, и в таком случае приходится мириться с ними.

Посмотрим на позицию №2 (XIII век, автор неизвестен). На доске отсутствует белый король. По современным правилам шахматного искусства это недопустимо, несмотря на то, что принцип экономии гласит: в произведении не должно быть фигур (за исключением короля и пешек), не работающих на замысел. Но этот принцип не должен противоречить другому принципу – о легальности начальной позиции, а следовательно, с экономией тут явный перебор.

Решение задачи начинается с шаха на первом ходу: 1. Лf2+, но эта «грубость» компенсируется жертвой фигуры и все-таки  неожиданностью вступления.

Решение шахматных задач, как правило, не начинается с шахов (в этюдах это позволяется), нежелательно на первом ходу отнимать поля у короля противника, а если это случается, то их надо компенсировать другими клетками. Недопустимо бить фигуру, или даже пешку (ее иногда берут). Фигуры желательно отправлять подальше от места событий (хорошо бы в самый дальний угол!), приносить в жертву и так далее. Словом, вступление должно быть максимально замаскированным. Как, впрочем, и последующие ходы.

Обобщая наш небольшой экскурс в прошлое композиции, скажем: в шахматных задачах и этюдах обязательно присутствует «изюминка», некая парадоксальная идея, противоречащая, на первый взгляд, обычной логике. Именно она и находит воплощение в художественной форме. Шахматные произведения раскрывают нам непривычную, глубинную суть игры, учат мыслить оригинально, вырабатывают умение проникать в хитроумные замыслы, доискиваться до истины, преодолевать встающие на пути трудности, приняв на вооружение некую логичную алогичность!  Тем самым они и ценны для настоящего шахматиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *