Лучшие композиции А.Н. Студенецкого

Некоторое время назад мне написал шахматный обозреватель газеты «Алтайская правда» (г. Барнаул) В.И. Нейштадт, который прочитав книгу о шахматистах Чувашии, удивился — почему в ней не приведены  лучшие (по его мнению) этюды А.Н. Студенецкого, опубликованные в советской печати («Шахматы в СССР», 1956 год, 1-й приз и «Шахматная Москва», 1962 г., 1-й приз). «Это  этюды на уровне лучших образцов отечественной, да и мировой  этюдной композиции, — пишет Владимир Ильич, – и они бы украсили вашу хорошую книгу. Вообще неплохо бы издать книгу избранных композиций (этюдов и задач) А. Студенецкого в память об этом замечательном человеке, крупном писателе и композиторе… спонсировать ее могли бы газета, где он проработал всю жизнь, и Союз журналистов Чувашии».

Идя навстречу пожеланию автора письма, я нашел упоминаемые им композиции и предлагаю оценить их красоту всем любителям шахмат. Тексты комментариев принадлежат чешскому композитору-этюдисту, гроссмейстеру шахматной композиции Йиндржиху Фритзу и международному гроссмейстеру по шахматам Юрию Авербаху (СССР).

А. Студенецкий (Чебоксары)
«Шахматы в СССР», 1956 г., №10

Белые начинают и выигрывают

Решение: 1.Kb4+ Фb4+ (Проще выигрыш после 1…Крb7 2.Kd7 Фе7 3.Кс5+ Фс5 4.f) 2.Крb4!! (Ничего не дает 2.ab? b1Ф 3.Кра3 Фа1+ 4.Крb3 Фd1+ 5.Кра2 Фе2+ 6.Кра3 Фf3+ и 7…Фf7. Плохо 2.Сb4? b1Ф и 3…Фс2х) 2…b1Ф+ 3.Крс5 Фg1+ (Слабее 3…Фе4 4.Крd6 Кра5 5.Kd7 и т.д.) 4.Крс6! (Упускает выигрыш 4.Крd6? Фg7 5.Кре7 Кра5 6.Ке6 Фh7 7.Кре8 Фg6 8.Kd8 Фе4 или 6.Кd7 Кра4 7.Кре6 Фg6+ 8.Kf6 Фg7 с ничьей) 4…Фg7 5.Kd7 Фf7 6.Cc7!! (Выигрывая темп. Если сразу 6.Cd8?, то 6…Фе8 и белые в цугцванге: 7.а4 Фd8 8.Kc5+ Кра5 9.Kb7+Кра4 10.Kd8 Крb4 – ничья) 6…Фе8 7.Cd8! Фd8 8.Kc5+ Кра5 9.Kb7+ Кра4 10.Kd8 и белые выигрывают, так как по сравнению с вариантом, приведенном в примечании к шестому ходу белых, черный король стоит хуже. Например: 10…Кра3 11.Kb7 Крb4 12.Крd6 Крс4 13.Кре6 Крd4 14.Крf5.

Красивый и неожиданный второй ход белых, оригинальная позиция взаимного цугцванга после 7.Cd8!, в целом – острая и интересная игра выдвигают этот этюд на высшее место в конкурсе.

А. Студенецкий (Чебоксары)
«Шахматная Москва», №5 от 10 марта 1962 г.

Белые начинают и выигрывают

1.Cd3 Теперь попытка 1…Cg6+ 2.Крd5! Cd3 3.Крс6 Cb5+! 4.Крс7! не удается, так как слон перекрыл линию «b». Поэтому черные предварительно играют 1…с2! 2.Сс2! (но не 2.Крf5? Сg6+! – с целью отвлечь короля от защиты поля f4 – 3.Крg6 с1Ф и ничья. На этот ложный след попалось немало участников нашего конкурса решений) 2…Cg6+ 3.Крd5 Cc2 Но белые меняют план 4.Ле8+ (4.Крс6 Са4+ 5.Крс7 b, и линия «b» открыта!) 4…Крb7 7.Ле7+ Крb6 6.Ce3+ Кра5 7.Ла7+ Крb4 8.Cc5+ Крb3. Чтобы не потерять пешку b2, но, увы, контригра черных повела к заблокированию поля с2. 9.Ла3х!

Многогранный талант Алексея Николаевича Студенецкого демонстрирует приводимая ниже шахматная юмореска. Этот жанр литературного творчества был очень популярен в середине ХХ века и чем-то схож с «шахматным» эпизодом в незабвенных Васюках.

«64» — шахматная газета, № 56 от 07.11.1940 г.

Случай в городе Энске

Подходил к концу последний тур городского чемпионата. Большинство партий было уже закончено, но публика не расходилась. Люди окружили плотной стеной красный столик, и даже распорядитель, махнув рукой, влез на стул и через головы наблюдал за игрой.

У столика, склонившись над фигурами, сидели чемпион города Симочкин и молодой, никому пока не известный шахматист Грохотов.

Симочкин проигрывал. Он, бессменный победитель чемпионатов Энска, стоял на проигрыш! Это было чем-то совершенно невероятным. И не только потому, что нуль грозил Симочкину вторым местом. Ведь за последние шесть лет Симочкин не проиграл в своем городе ни одной партии! И вот, какой-то Грохотов поставил непобедимого чемпиона лицом к лицу с возможностью поражения.

Садясь за доску, Симочкин был совершенно уверен в победе. Он даже позволил себе некоторую роскошь, намеренно оттягивая расправу с противником.

Первый ход Грохотов сделал ладейной пешкой: h2-h4. Сделав испуганное лицо, Симочкин пожертвовал ему пешки g и f, вывел короля в центр, разбросал свои фигуры по всей доске и преувеличенно долго рассматривал лихую белую пешку, заскочившую на чужую вертикаль. Он играл, как кошка играет с мышью, прежде, чем съесть ее.

Но подобная игра надоедает и кошке, и Симочкин решил прекратить комедию. К тому же Грохотов сыграл: f3-f4, явно стараясь отогнать ферзя от поля е8.

Небрежно взяв ферзя, Симочкин поставил его на d4. Расчет был прост: мата на g1 Грохотов не заметит. И в самом деле, увлекшийся Грохотов схватился за пешку f7. Тогда Симочкин встал и торжественно объявил:

— Вы взялись за пешку, вы обязаны ей ходить. Я же даю вам мат.

Грохотов побагровел. Но вдруг он поднял голову и сказал:

— Беру коня и ставлю коня. Шах!

Симочкин сел, почувствовал неожиданную слабость во всем теле. Он долго просидел над доской, прежде, чем сделать единственный ход – Кре6.

А Грохотов, мокрый от пота, ходил среди публики, а представитель спортивного общества «Свисток» зачем-то поддерживал его под руку, непомерно хвалил свое общество и несколько раз справлялся о домашнем адресе Грохотова.

Наконец Симочкин пошел. Немедленно грохотовский конь промчался по всей доске, сметая черные фигуры. Когда кончился этот безумный рейд (Ке8-с7-b5-d4-f5-g7); Симочкин сидел с полуголым королем. На бедного чемпиона было жалко смотреть…

А Грохотов, казалось, мстил за все. Теперь он избегал матовых вариантов и маневрировал, продвигая вперед свои фигуры и пешки.

— Он обходит короля с тыла, — восхищенно шептал посланец общества «Свисток»

— Игрок позиционного стиля! Будущая гордость армии свистковцев!

Тем временем партия пришла к следующей позиции:

Махнув рукой и страдальчески улыбнувшись, Симочкин двинул пешку: d4-d3 и взял бланк, готовясь сдать партию. Грохотов тоже улыбнулся («Улыбка победителя»! – шепнул в экстазе свистковец) и быстро сыграл: с2:d3+.

И здесь произошло то, чего долго не могли забыть в Энске. Симочкин поставил короля на d4, встал и сказал: «ничья!», вышел.

Возмущенный Грохотов приподнялся, ища глазами судью, но, присмотревшись к позиции, сконфузился и подписал брошенный ему бланк.

На доске против одинокого черного короля стояли ферзь, две ладьи, два слона, два коня и пять пешек. И, главное, ход был за белыми! Но позиция, все же, представляла собой ничью.

…Так Симочкин в …надцатый раз удержал звание чемпиона славного города Энска. (А. Студенецкий).

Стилистика и орфография текстов соответствуют оригиналам.

Материал подготовил Юрий Иевлев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *