Дворец пионеров 1939-1940 г.г.

Сегодня я хочу предложить вниманию любителей шахмат воспоминания недавно ушедшего от нас Владислава Ивановича Соловьева (1937-2016 гг.) – ученого, педагога, литератора (литературный псевдоним – Влад Немо),  известного шахматного композитора, руководителя шахматного кружка чебоксарского дворца пионеров и школьников середины ХХ века. Среди его учеников такие известные чувашские шахматисты, как Александр Петров, Николай Васильев, Вадим Шаров, Анатолий Иванов, Юрий Иевлев, Михаил Окопник,  Александр Гринштейн, Виктор Абруков,  Николай Кузнецов, Виталий Осипов, Геннадий Ватковский, Петр Миронов и многие другие.

Не смотря на определенную субъективность в оценках и неточность в изложении отдельных фактов, воспоминания представляют собой ценный источник по истории шахматного движения в Чувашии.

Текст публикуется без исправлений и купюр в авторском варианте.

На снимках: В.И.Соловьев наблюдает за игрой своих учеников на сеансе одновременной игры международного мастера В.Н.Панова в доме пионеров и награждение победителей.

Влад Немо
РЕБЯЧЬЯ ШАХМАТНАЯ РЕСПУБЛИКА
(Чебоксары, 1939-1940 гг.)

«Вундеркиндами» называют не только маленьких умных мальчиков. Это прозвище в некоторых вариациях применялось для ситуаций исключительности и в других сферах человеческой деятельности. Так, австрийская сборная по футболу в те времена называлась «Вундертим» потому, что в течение многих лет не знала поражений на многих стадионах мира.

Вот и в чебоксарском Дворце пионеров и школьников собралась в начале 1939 года ребячья команда «вундеров», только не футбольная, а шахматная. К удивлению городской общественности команда уже в первые месяцы своего существования выиграла первенство города среди взрослых команд и на протяжении описываемых двух лет была настоящей «грозой»  всех городских клубов.

«Душой» шахматного клуба Дворца пионеров и школьников был директор Дворца Владимир Сергеевич Петров, который хотя и не играл в шахматы сам, но тонко понимал и ценил их. И предоставил юным шахматистам полную свободу действий. Шахматных инструкторов и тренеров тогда не было и в помине. Царила самодеятельность, своего рода «ребячья шахматная республика», где кумиров все выбирали себе по вкусу.

Например, Коля Орлов  весьма уважал гроссмейстера Арона Нимцовича, одного из претендентов на мировую шахматную корону в конце 20-х годов. Перу Нимцовича принадлежат такие крупные шахматные работы, как «Шахматная блокада», «Моя система», «Моя система на практике», положившие целую эру в развитии шахмат.  Коля Орлов считался «спецом» по Нимцовичу.  Тем более, что он обладал настоящим сокровищем — книгой «Моя система». В какой-то момент Коля Орлов охладел к Нимцовичу, переместив свою любовь на Зигберта Тарраша, также претендента на мировую шахматную корону,  считавшегося последователем в области позиционной игры Вильгельма Стейница — первого официального чемпиона мира по шахматам. Известный шахматный теоретик и практик Рихард Рети так сказал о Тарраше: «Тарраш впервые придал шахматной теории научную форму». З.Тарраш опубликовал крупную шахматную работу «Современная шахматная партия». Между Нимцовичем и Таррашем шла ожесточенная полемика по шахматным проблемам. И в свое время даже была опубликована острая статья Нимцовича «Соответствует ли «Современная шахматная партия»  д-ра Тарраша современному пониманию игры?».

Этими проблемами занимались юные шахматисты чебоксарского Дворца пионеров и школьников, средний возраст которых к тому времени составлял пятнадцать лет. Только глубокая увлеченность шахматами могла привести пятнадцатилетних подростков к вершинам теории. Они бредили «блокадой», «избыточной защитой», «единственными ходами» и «ничейным аппаратом Л-К».

Каждый в свое время побывал и «нимцовичем» и «таррашеанцем» и «чигоринцем». Так стойким «чигоринцем» был Саша Зверев, который в творческих дискуссиях нещадно охаивал «тарракаша», как он презрительно называл маститого маэстро Тарраша. И вообще Саша Зверев был большим мастаком на прозвища. Увидев однажды как Леня Ревич начал партию ходом конем от короля, он тут же  хмыкнул: «Дебют Ретича» (сварьировав Ревича с Рети).  Юру Блау он прозвал «академиком», Володю Никитина — «летописцем Пименом». И сам не миновал прозвища «Пат Сойер». Он же и положил начало шахматной  композиции в ребячьей республике. В журнале «Затейник» была опубликована на всю страницу шахматная диаграмма с подписью: «Задача составлена А.Зверевым (Чебоксары)». Никто и не подозревал  в нем таких талантов.

В числе лучших шахматистов клуба были  Коля Каршев, Юра Сокольников, Олег Хрусталев и много других ребят. А душой клуба были Володя Никитин (в пятнадцать лет чемпион города среди взрослых, постоянный капитан команды Дворца), Коля Орлов, Саша Зверев, Юра Блау и Леня Ревич.

Для характеристики уровня шахматного творчества ребячьей шахматной республики приведем две диаграммы, случившиеся в практической игре.

В.Никитин — А.Зверев
(март 1939 г.)

Позиция из партии В.Никитин-А.Зверев случилась в полуфинале первенства Чебоксар. Последний ход белых был: 1.Лh3-h2. Казалось, позиция белого короля сверхнадежна. Однако, это вовсе не так, ибо: 1…Фg2+ 2.Лgg2 Лf1+ 3.Лg1 Лg1х или 2.Лhg2 Лh4+ 3.Фh3 Лh3+ 4.Лh2 Лh2х.

В.Никитин — С.М.Горшенин
(август 1938 г.)

На диаграмме 2 Володя Никитин играет против преподавателя ЧГПИ С.М.Горшенина. Последовала комбинация: 1.Лh7+ Крh7 2.Лh1+ Крf6? (Вопросительный знак мой. Необходимо было 2…Сh4 чтобы попытаться скрыться королем по черным полям. Ю.Иевлев) 3. Фh5+ Крg6 4.d5х

Вернемся еще раз к истории создания шахматно-шашечного клуба Чебоксарского Дворца пионеров и школьников (в то время он назывался Центральным Домом пионеров). Шшклуб охватил своей работой около 100 юных шахматисчтов и шашистов города. Уже в год своего основания (1939) команда ШШК ЦДП завоевала первое место среди взрослых команд, опередив таких сильных конкурентов, как Дом печати, общество «Буревестник», Дом связи, которые задавали тон в шахматной жизни республики. В команде ШШК ЦДП играли Никитин, Зверев, Блау, Николаев. В свои пятнадцать лет Володя Никитин был уже чемпионом города среди взрослых. Дирекция Дома пионеров отметила успехи ШШК премированием чемпиона города Володи Никитина и председателя правления ШШК Саши Зверева поездкой в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку.

О том, насколько серьезно ребячья шахматная республика относилась к своей работе, свидетельствует тот факт, что ШШК имел правление. Вот как обстоял вопрос на одном из заседаний правления. О подготовке ко Всесоюзному дню физкультурника. Решено в подарок к этому дню охватить массовой спортивной работой 50 юных членов клуба и квалифицировать вновь 20 человек. Всесоюзному дню физкультурника посвящались все мероприятия летнего периода: публичные лекции по истории и теории шахмат, о великих шахматистах, турниры, сеансы одновременной игры шахматистов и шашистов. А среди заповедей юных шахматистов ШШК ЦДП был такой пункт: все участники турниров должны соблюдать строгую дисциплину и не пропускать без уважительных причин (а таковыми считаются только смерть игрока или отъезд в командировку!) своих партий.

О ходе шахматных соревнований в городе и республике обстоятельно сообщалось в газете «Красная Чувашия» («Советская Чувашия»). Авторами были К.Д.Говш, В.Н.Никитин, Н.А.Элле и другие. Хочется рассказать отдельно о Константине Денисовиче Говше. Он был несколько старше юношей ребячьей шахматной республики, но бывал там охотно. В шахматы он играл хорошо, но главным в его деятельности была шахматная организация. Не было в Чебоксарах имени столь популярного, чем имя К.Д.Говша. Он был поистине неутомимым энтузиастом, пропагандистом и популяризатором шахматного искусства. Своей безграничной предприимчивостью он умел вовлекать в шахматные соревнования и шахматную жизнь даже совнаркомовских работников. Так однажды он пришел к председателю Совнаркома ЧАССР Василию Ивановичу Токсину и развернул перед ним плакат «Шахматы и шашки  — в массы!». Договорился о финансовой поддержке шахматных мероприятий. Одно время В.И.Токсин (1931 год) даже избирался руководителем шахматно-шашечного сектора Всероссийского совета физической культуры. Ответственным секретарем тогда же был избран еще один крупнейший популяризатор шахмат (в дальнейшем девятикратный чемпион республики) Алексей Николаевич Студенецкий.

По инициативе К.Д.Говша и при поддержке правительства республики в конце 1934 года был организован Всечувашский шахматный чемпионат (так тогда назывались чемпионаты республики). Для усиления шахматной пропаганды для участия в чемпионате (вне конкурса) был приглашен известный мастер Б.М.Верлинский из Москвы. Тот самый Б.М.Верлинский, который разгромил в Международном московском турнире 1925 года чемпиона мира Х.Р.Капабланку. Турнир проходил в новом здании Дома крестьянина (ныне духовное училище) на берегу Волги. На открытие чемпионата пришли многочисленные болельщики.

Перед первым туром состоялся сеанс одновременной игры, который дал мастер Б.М.Верлинский. Любопытен при этом следующий факт. Перед сеансом Б.М.Верлинский спросил у К.Д.Говша: «Где, гдг же сам Токсин?». К.Д.Говш указал ему на председателя Совнаркома. Отдавая дань уважения высокому начальству, шахматный маэстро делает с В.И.Токсиным ничью, а остальные партии безжалостно выигрывает. Конечно и в чемпионате республики Б.М.Верлинский занял первое место. На втором месте — шахматист из Мариинского Посада Максим Константинович Спекторский, который стал чемпионом уже второй раз (первый раз в 1932 году на первом чемпионате республики). В 1933 году чемпионом республики был А.Н.Студенецкий, которому в то время был всего 21 год и он уже руководил первым шахматным отделом в республиканской печати в «Красной Чувашии».

К.Д.Говш частенько бывал в ребячьей шахматной республике, рассказываал интересные шахматные истории. А однажды совершенно неожиданно спросил у «вундеркиндов»: «Знаете ли вы Козловский гамбит?». Оказалось, что не знают К.Д.Говш рассказал, как он наблюдал рождение этого гамбита. На республиканский турнир приехал из Козловки местный чемпион Иванов. И в первой же партии он сыграл первым ходом 1.h2-h4. Партнер его изумленно смотрит на этот антипозиционный ход и отвечает по всем правилам теории: 1…е7-е5. А Иванов продолжает продвигать пешку вперед 2.h4-h5. А противник усиливает центр: 2…d7-d5. И снова: 3.h5-h6. Черные захотели взять беспардонную пешку конем, а взяли в руки, совершенно случайно, слона «f8». «Слон ходит, слон ходит!», радостно воскликнул Иванов. И пришлось по правилам (тронул — ходи) ходить слоном. Последовало: 4.h6-g7 и на пятом ходу у белых появляется второй ферзь: 5.g7-h8Ф. После чего ход 1.h2-h4 стал символизировать Козловский гамбит.

В заключение приведем окончание партии А.Студенецкий-В.Никитин (первенство Чебоксар, 20 мая 1939 года).

На доске возникла прелюбопытная позиция, которая, на первый взгляд, выглядит, как ничейная. Но черные играют: Ла8-d8, грозя далее Лd8-d1, жертвуя ладью и отвлекая белого ферзя от защиты своего короля. Белым надо защитить поле «d1» своей ладьей, сходив своим слоном. Но вот ходить-то белому слону некуда и он погибает (белые играют Сh6).

О шахматном творчестве В.Н.Никитина можно много говорить и писать. Он до сих пор участвует в соревнованиях, живя в г.Красноярске и находясь в бодром возрасте (рожд. 1924 года). (Владимир Николаевич Никитин скончался в 2006 г. — Ю.Иевлев). Но наша статья посвящена довоенным (1939-1940) годам и поэтому мы приводим фрагменты его партии (лучшей партии 1939 года, как он сам считает) с Владимиром Федоровичем  Шелеговым — деканом факультета литературы и языка ЧГПИ того времени.

В.Никитин — В.Шелегов
(первенство Чебоксар, 1939 год)

1…h6-h5 2.Лh5 Фb3 3.Лdh1 Фb2+ 4.Kf2 Ca5 5.Лh6+ Kh6 6.Лh6+ Крf7 7.Фc4+ Крe8 8.Фe6+ Черные сдались.

P.S. Ниже приведены фотографии и краткие биографические данные некоторых персонажей данной статьи.

НИКИТИН Владимир Николаевич (1924-2006 гг.) – педагог, тренер по шахматам, неоднократный чемпион Чувашии, Иркутской области, Красноярского края, Хакассии (по не проверенным воспоминаниям), победитель и призер зональных соревнований чемпионатов РСФСР в Центральном, Приволжском и Дальневосточном округах.

 


СОКОЛЬНИКОВ Юрген Петрович (1925-2007 гг.) – педагог, доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный учитель Чуваш. АССР. Награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны.

 

 


ЭЛЛЕ Николай Алексеевич (1909-1982 гг.) — заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР, заслуженный работник культуры РСФСР. Награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны.

 

 

 


ГОВШ Константин Денисович (1908-1945гг.) – организатор шахматного движения в Чувашии, ответственный секретарь ш/ш сектора отдела физической культуры и спорта Совнаркома ЧАССР. Погиб в годы ВОВ.

 

 

 


ЗВЕРЕВ Александр Анатольевич (1925?  гг.) – чемпион Чувашии по шахматам, судья, журналист, руководитель различных строительных организаций.

 

 


ТОКСИН Василий Иванович (1899-1942 гг.) —  государственный деятель, журналист. Участник Граж­данской войны, председатель Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР. Арестован 22 октября  1937 г., 19 ноября 1939 г.  приговорён к расстрелу, 13 февраля 1941 г. приговор заменён на 10 лет  тюремного заключения. Реабилитирован 8 апреля 1955 г. Его именем названа улица в Чебоксарах.


СТУДЕНЕЦКИЙ Алексей Николаевич (1912-1988 гг.) – девятикратный чемпион Чувашии по шахматам, крупный шахматный композитор, журналист, литературный сотрудник, зав. отделом газеты «Красная Чувашия». (с 1954г. «Советская Чувашия»), собственный корреспондент газеты «Известия» по Чувашской АССР, специальный корреспондент ТАСС по Чувашской АССР. Автор книги «Знакомьтесь: Чебоксары…» (выдержала 4 издания). Заслуженный работник культуры Чувашской АССР. Награждён орденами и медалями Великой Отечественной войны.

Материал подготовил Юрий Иевлев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *