Забытое имя: шахматист Алексей Остен-Сакен

Алексей Львович Остен-Сакен (1910-1938 гг.) был младшим сыном известного музыканта Льва Эрнестовича Остен-Сакена, трагическую роль в жизни которого сыграла принадлежность к известному дворянскому роду. Семья их проживала в родовом именье Иваньково на территории нынешней Псковской области, революцию не приняла. Впервые глава семьи был репрессирован еще в 1921 г., правда впоследствии оправдан за отсутствием доказательств. В 1925 г. был расстрелян старший сын Максимилиан, а дочь Наталья поменяла фамилию и уехала за Урал.

Переехав в Ленинград, живя в постоянном ожидании ареста и высылки, они старались подготовить себе возможность работать на новом месте. В те годы практиковалось участие столичных музыкантов в работе «периферийных» симфонических оркестров в период между концертными сезонами. Так, в 1933 г. Лев Эрнестович три летних месяца проработал в Чувашском симфоническом оркестре.

28.02.1935 в рамках проводившейся органами ГПУ Ленинграда операции «Бывшие люди» его, супругу, Варвару Алексеевну Бирилеву-Остен-Сакен и младшего сына Алексея высылают в г. Чебоксары на 5 лет. Сначала все складывалось как будто неплохо. Варвара Алексеевна работала швеей в артели «Вышивка». Дважды приезжала, навещала семью дочь, работавшая в Свердловске. Сын Алексей увлекался шахматами, получил вторую категорию, дал несколько сеансов одновременной игры, успешно выступил в отборочном турнире к межсоюзным командным соревнованиям профсоюзов.

В июле 1935 г. ему было доверено на второй доске защищать честь республики в матче Чебоксары-Казань (1:1 с первокатегорником Хрусталевым). В газетах публиковались задачи, составленные совместно с А.И.Сиротиным.

Мат в 2 хода (дополнительное задание: можно ли переставить белого слона с h8 на f6?)

Мат в 2 хода

27 октября 1937 г. Л.Э. Остен-Сакена вместе со многими другими чебоксарскими музыкантами арестовали по обвинению в шпионской деятельности. Затем арестовывали и этапировали в Чебоксары сына Алексея, который, получив разрешение, вернулся было в Ленинград. В марте 1938 г. была арестована и Варвара Алексеевна. 22 сентя­бря 1938 г., несмотря на то что Лев Эрнестович так и не признал лживые обвинения, решением спецтройки НКВД его, вместе с сыном, приговорили к расстрелу.

В 1957 г. справки о реабилитации и смерти мужа и сына после энергичных действий родственников столь же бессмысленно погибшего директора Чувашской филармонии пианиста И.В Люблина  тихонько вручили В.А.Бирилевой-Остен-Сакен, разыскав ее местопребывание через адресное бюро.

В публикации использованы материалы статьи М.Кондратьева «Барон Остен-Сакен: ложь и правда»//Артист филармонии. 1997г., №8.

P.S. Фотографий Алексея Остен-Сакена  мне найти не удалось. Их нет даже в архивном деле НКВД Чувашии.

Материал подготовил Юрий Иевлев.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *