Юдифь Израилевна Берман: «Я безумно люблю шахматы»

Юдифь Израилевна Берман — 15-кратная чемпионка ЧР, участница 6-ти Спартакиад народов СССР.  Почти пятьдесят лет проработала учителем математики в чебоксарской средней школе № 10. 7-ой год ведет шахматные занятия для детей во Дворце детского и юношеского творчества Московского района.

Вот как описывает игру Берман ее неоднократная соперница за доской Ольга Николаевна Кузнецова (Сизенкова): «Она играет закрытые системы, стиль у нее ярко атакующий, больше напоминающий мужской. Игре Берман подходит эпитет «удавочная», она буквально «зажимала» соперника и не давала ему вздохнуть до конца партии. За доской ее боялись, в жизни — очень уважали. Берман играла на результат и всегда была в лидерах».

Не секрет, что многие увлеченные шахматисты, глубоко погружаясь в мир шахмат, забывают о семье и работе. Юдифь Израилевна в этом плане всегда была образцом для подражания — сильная шахматистка, у которой прекрасная семья и любимая работа. Плюс это образованная и начитанная женщина, с которой можно поговорить об искусстве и литературе.

— Юдифь Израилевна, что для вас шахматы?
— Все. Вся жизнь. А теперь еще и работа. Я безумно люблю шахматы.

…Я начала преподавать на свой страх и риск — я никогда не работала тренером, и у меня нет специального диплома. Это был шаг, исполненный отчаяния, поскольку я вынуждена была уйти с любимой работы по болезни — высокое давление. А жить без детей, без школы я просто не могу.
Я не была уверена, что у меня получится обучать шахматной игре. Почему же все-таки решилась на это? Во-первых, я учитель, а значит, умею объяснять, во-вторых, между шахматами и математикой я вижу очень много общего. Алгоритм решения математической задачи, который состоит из нескольких логических этапов — это абсолютно то же самое, что и шахматная комбинация, состоящая из отдельных ходов. Шахматные комбинации рассчитываются вперед так же, как решение сложной задачи, логика одинаковая и здесь, и там.
Я безумно люблю шахматы. Мне кажется, что любовь и дар играют в таких вещах очень большую роль. Это же творчество. Представьте себе художника, композитора… Ну что он без дара и без любви? Ничто. Так же и шахматист.
Любовь безумная…Я же всю жизнь любила, я всю жизнь играла… Впервые мое хобби стало профессией.Произошло это совершенно случайно — я встретила свою выпускницу, которая предложила пойти работать во Дворец Пионеров.

-Кто ваши ученики?
-В основном это учащиеся лицея №3 и гимназий №1 и № 5. Талантливы все без исключения. Первые годы я не отправляла детей на соревнования, потому что думала, что они очень плохо играют. Года через четыре с начала моей тренерской работы меня просто заставили отправить детей на соревнования. Я привела их, в полной уверенности, что они сейчас займут последнее место. Но, к моему удивлению, они, напротив, прошли сразу в финал. Я неправильно оценивала их уровень.

— Какие достижения есть у ваших учеников?
— Самое крупное достижение- серебряная медаль Насти Липатовой в Кстово. Но моя доля здесь очень мала, хвастаться Настей я не могу. Ее отец, Эдуард Липатов — самый талантливый, на мой взгляд, шахматист Чувашии. Думаю, это наследственность.
Командные соревнования — не раз становились призерами «Белой ладьи», турнира на Кубок президента и других. Что же касается учеников- они очень способные- это братья Немаковы (Андрюша и Алеша), это Андрюша Пантелеймонов и многие другие.

-Как так получилось, что у вас много учеников с 3-го лицея?
— В лицее №3 шахматы входят в число обязательных предметов. Я ни в коем случае не хотела бы насильно преподавать шахматы. Но дворец предлагает на выбор 10-12 различных факультативных занятий, включая и авиамоделирование, и танцы, и музыку, и так далее.
В группе должно быть 15 человек, у меня 25, вот, ну что ты хочешь делай, потому что дети стремятся попасть в шахматы. Нет отбоя от учеников, через мои руки прошел весь лицей. Группа меняется каждые полгода, а те, кого я «задену» всерьез шахматами, переходят в секцию.
Третий год подряд Лицей №3 награждает меня премией «Овация». Я очень ей дорожу. Ее дают не «сверху», как мы привыкли, а сами дети голосованием выбирают тех преподавателей , которые им больше всего понравились. Признание детей, согласитесь, что может быть дороже!

-Что такое для вас шахматы?
-Все, вся жизнь. А теперь еще и работа. Я сделала свое хобби, любимое занятие своей профессией. Более счастливого человека на свете наверное нет.

-Шахматы полезны для детей?
-Безусловно. Во-первых, шахматы развивают логику. Эта игра создает думающего, прогнозирующего свои действия человека. Много ли есть детей, которые могут прикинуть последствия своих действий? Ребенок — он импульсивный. Он сначала делает, потом думает. Шахматисты же сначала думают. Игроки будут просчитывать жизненные ситуации так же, как просчитывают позиции.
Каков ребенок, который добился победы в шахматах? Он уже был первый, он знает, что это такое. Чувство победы – это особое чувство. Став однажды победителем, ребенок будет хотеть быть первым. «Я пелвый, я пелвый»-кричал мой внук, когда ему было 2 года. Стремление быть первым- это ведь замечательно. Это стремление к прогрессу. Это то, что будет двигать ребенком всю последующую жизнь.
Обратите внимание, как много выдающихся деятелей государства очень любят играть в шахматы.Воля закаляется, ты не плачешь, не жалуешься и в поражениях винишь только себя. И никого кругом.
Шахматы — один из самых беспощадных видов спорта, потому что если ты проиграл в футбол, волейбол, баскетбол, то рядом с тобой товарищи. В шахматах ты один на один со своим проигрышем.

-А как же командная игра?
-В команде же еще хуже. Я знаю, что такое команда. Если ты проиграл в команде, то готов провалиться сквозь землю. Сознание собственной ответственности совсем страшное.
Мир шахмат — яростный мир и очень тяжелый, потому что и горечь поражений, и счастье побед ты делишь практически только с самим собой. Твое счастье, если есть кто-то рядом, кто тебя понимает.

-За что же вы любите шахматную игру?
-Я люблю быть победителем. Правда, люблю побеждать только в шахматах. Не в модах, косметике, красоте. Спортивная победа-это незабываемое ощущение.

Я научилась играть только своим трудом, своим талантом и своей волей. Мне никто никогда не помогал, у меня даже тренера не было. Книжки-все, что у меня есть. Я играла, работая учителем в обычной средней школе. С двумя малышами оставался мой супруг, когда я уезжала на очередную Спартакиаду народов СССР.Я участница 6-ти Спартакиад народов СССР, я была там единственным непрофессионалом. Спрашивается — ну зачем мне это нужно было? Спасибо моему мужу, который понимал меня. Он тоже играет и, самое главное — любит шахматы.
В мире шахмат есть все лучшее, созданное человечеством. Это искусство, потому что люди любуются безумной красотой шахматных комбинаций. Это спорт, потому что есть соревнования, звания, разряды и т.д. Это наука, потому что в шахматах есть законы, которые нужно соблюдать.К сожалению, законы шахмат отличаются от математических. Законы математики незыблемы, это аксиоматические законы, они выполняются всегда. Законы шахмат, увы, весьма относительны. Приведу пример: нельзя развивать коня на вертикали а и h, надо коня развивать в центр. Понятно, потому что конь в центре бьет больше полей, чем на краю доски. Ясно? Ясно. Тем не менее, во множестве позиций, например, при атаке на черного короля, очень часто конь становится на h5, он здесь необходим, а ведь это крайняя вертикаль и по закону ставить туда коня нельзя.Законы шахмат, к сожалению, вариативны — они хороши в одной позиции и никуда не годятся в другой. Все зависит от позиции, от играющего, его видения.
В этом, собственно говоря, и состоит сложность и очарование шахмат. Это абсолютно невероятное сочетание науки, искусства и спорта. За что любят? За комбинации, за красоту. Одни в шахматах больше видят спорт, другие искусство, я больше вижу науку, я ведь все-таки математик.

…Шахматисты разные — гуманитарии, математики, но все они изумительные и яркие. Почти все мои ученики-отличники. Я никогда никого не отсеиваю, даю всем возможность окунуться в мир шахмат. Мои ученики помогают друг другу. Кто постарше и посильнее — дает сеансы, помогает обучать малышей.
Шахматное занятие строится почти как урок в школе. После изучения новой темы всегда решаем задачки. Когда самый маленький, который еще говорить-то толком не умеет, вдруг угадывает ход, я ему говорю – миленький, да ты Капабланка. Он, очень довольный, приходит домой и говорит: «Мама, я Кападанка!» Smile Лучшие решатели в конце урока обязательно получают шоколадки. Я действительно стараюсь заинтересовать, я раздаю похвалы, я считаю, что учить можно только добром, никаких репрессий и наказаний. Я говорю детям, что они будущие великие гроссмейстеры, ну, а как же иначе?

Интервью брала Елена Перова.

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *